Кезская школа №2
посёлок Кез

Будущим первоклассникам

Уважаемые родители!

Материалы этого раздела помогут Вам найти ответы на следующие вопросы:

  1. Что такое готовность ребенка к обучению в школе?
  2. Как определить уровень готовности ребенка к обучению в школе?
  3. Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
  4. Какие занятия будут полезны для любого ребенка в период его подготовки к школе?
  5. Что можно посоветовать родителям будущего первоклассника?

Что такое готовность ребенка к школе?

Задание для родителей. Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):

  • Узнавать большинство букв
  • Читать слова
  • Читать предложения
  • Писать буквы
  • Писать слова
  • Узнавать цифры от 1 до 9
  • Считать от 1 до 10 и обратно
  • Выполнять арифметические действия в пределах 10
  • Другое (что-то еще) 

Проверьте, отметили ли Вы в строке «Другое» такие умения, как умения слушать других, общаться со сверстниками, организовывать свою деятельность и пр.
К сожалению, нередко родители понимают под готовностью к школьному обучению только умения ребенка читать, писать, считать – то есть то, чему его должны учить именно в школе. Однако раннее овладение учебными умениями, определенная сумма знаний не гарантируют Вашему ребенку успешной школьной жизни.
Существует ряд факторов, определяющих готовность ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также, каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих факторов определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости.
Таким образом, следует говорить о целом комплексе готовностей ребенка к обучению в школе:

  1. Психологическая готовность проявляется в том, что школа привлекает ребенка не столько внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и т.п.), но и возможностью получить новые знания. При этом ребенок владеет необходимыми средствами познавательной деятельности: у него развиты речь, память, мышление, воображение, пространственные представления и пр.
  2. Интеллектуальная (умственная, когнитивная) готовность означает наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним; понимание связи между явлениями и пр.
  3. Социально-личностная готовность проявляется в умении и потребности ребенка общаться со взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Кроме того, ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.
  4. Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

Как определить уровень готовности ребенка 
к обучению школе?

С помощью следующего теста Вы можете выявить уровень общей готовности Вашего ребенка к обучению в школе.
Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.

  1. В школе у меня будет много новых друзей.
  2. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – уже первоклассники
  3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
  4. Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни.
  5. Интересно, как выглядит классная комната.
  6. Я обязательно буду учиться хорошо.
  7. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
  8. Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду.
  9. Мне очень интересно, какие в школе уроки..
  10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.


Подсчитайте результаты.

  • 1-3 б. – Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. 
  • 4-8 б. – Ваш малыш хочет в школу, но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или уроки.
  • Если больше утвердительных ответов получено по вопросам первой части теста, то ребенок еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов по вопросам второй половины, то ваш малыш вполне представляет, для чего ходят в школу.
  • 9-10 б. – Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно.


По итогам теста побеседуйте с ребенком. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно, расскажите, что в школе у него появится много новых друзей, что он будет весело и интересно проводить каникулы. Объясните ему, что учеба - это занятие само по себе весьма занимательное, но непростое, что в школе он узнает много нового и интересного. Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.
Уделяйте больше внимания целенаправленной подготовке к школе – в этом Вам помогут материалы данного пособия. Необходимые занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес к учебе, к процессу познания.
Помимо определения уровня общей готовности ребенка к обучению в школе, родителям следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка:

Развитие речи и готовность к овладению грамотой:

  • Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова;
  • Умение различать гласные и согласные звуки.
  • Умение членить слова на слоги.
  • Умение строить простые предложения из 4 и более слов.
  • Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
  • Умение составлять рассказы о предметах, событиях.
  • Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.


Развитие элементарных математических представлений:

  • Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества.
  • Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
  • Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
  • Умение соотносить цифру и число предметов.
  • Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
  • Умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
  • Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
  • Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.


Кругозор ребенка:

  • Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей, перечислить состав семьи.
  • Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых.
  • Знать правила поведения в общественных местах.
  • Знать правила безопасного поведения на улице.
  • Иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях.
  • Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.
  • Знать названия частей суток и их последовательность

Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

Отдельный разговор о социально-личностной и психологической готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую именно они становится предметом тестирования, изучения при приеме ребенка в школу.

Задание для взрослых:
Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель - наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:

  • Легко ли Ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
  • Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
  • Часто ли Ваш ребенок обижается и плачет?
  • Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
  • Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
  • Часто ли он участвует в драках?
  • Как Ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
  • Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
  • Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
  • Спокойный ли у него сон?
  • Есть ли у Вашего ребенка друзья?
  • Принимают ли его в игру знакомые дети?
  • Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)?
  • Умеет ли отстаивать свое мнение?
  • Есть ли у него трудности с речью?

    Материалы наблюдений дадут Вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых). Если что-то в социально-личностной развитии ребенка Вас беспокоит, советуем Вам обратиться к диагностике М. Корепановой и др.

    О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют:

    1. учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
    2. умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
    3. развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей:
      • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
      • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).
      • координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
      • развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
      • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
      • развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово-ситуация).

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт Управления образования 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей